Сегодня родились:
Океан Ельзи
Имя:Океан Ельзи
Полное имя:Океан Ельзи
Дата рождения: -
Страна:Украина
Место рождения:
Песни (88)
Биография
Фронтмен команды Святослав Вакарчук (род. 14 мая 1975 года) давно и подробно осветил этот сакраментальный вопрос. Однажды он смотрел по телевизору очередной выпуск ’Подводной одиссеи команды Кусто’, любовался съемками океана, красивыми рыбками, четкой организацией и иррациональностью - с точки зрения человеческой логики - всего происходящего в подводном мире. Тогда у него и родилась идея назвать свежеиспеченную группу ’Океаном’. Но это слово казалось, с одной стороны, слишком расплывчатым, а с другой, слегка пафосным. Тогда он решил подыскать океану женское имя: ’Есть определенная гармония в том, чтобы мужской группе дать женское имя, а нам нужно было еще и такое, которое одинаково звучало бы на украинском, русском и английском языках. Мы взяли список женских имен и выбрали то, которое всем понравилось’. Вот так все и произошло. За несколько лет до этого дня во Львове развернулся ряд событий, без которых взгляд в океанские глубины вовсе не имел бы таких далеко идущих последствий. В центре этих событий - кипящая музыкальная жизнь Львова начала 90-х и двое одноклассников - Павел Гудимов (род. 12 октября 1973 года) и Андрей Голяк, по совместительству музыканты группы ’Клан тишины’. Паша играл на гитаре, Андрей пел, а за ударными сидел их приятель Денис Глинин, на целых два года старше (род. 21 октября 1971-го). В одном классе с Пашей училась некая Вика Хусточка, которая познакомила его со своим младшим братом Юрой (род. 27 октября 1975 года), страстным рок-фаном. Вскоре у Юры появилась возможность проверить серьезность своих меломанских чувств: Денис вручил ему старую бас-гитару и предложил попробовать. Юра попробовал. С его приходом экипаж ’Клана тишины’ обрел свою завершенность. Произошло это в 1991 году. Денису Глинину, самому старшему в коллективе, было 20 лет, он учился во Львовском политехническом институте в надежде получить диплом экономиста-энергетика. Гудимову и Голяку исполнилось по 18. Павел после школы выбрал Лесотехнический университет, факультет ландшафтной архитектуры. 16-летнему Хусточке, которого в команде называли Юрием Бабочкиным, еще предстояло закончить школу, прежде чем тоже выучиться на экономиста и параллельно заработать репутацию прирожденного бас-гитариста. Стартовой репетиционной базой ’Клана тишины’ стал актовый зал треста ’Водоканал’, в стенах которого их панк-поп-рок можно было услышать на протяжении почти двух лет. Однажды зал затопило, его закрыли на ремонт, и команда временно передислоцировались в офис Хусточки-старшего. После того как Павел предложил ’Клану тишины’ поучаствовать в студенческом фестивале ’Весна лесотеха’, группа смогла проводить репетиции в общежитии Лесотехнического института на правах факультетской рок-самодеятельности. Квартирники, студенческие фестивали, школы, дома культуры - группа вела довольно активную как для самодеятельности жизнь, исполняя акустические баллады и урбанистический рок с панковским уклоном. Так прошло три года. Кроме Андрея Голяка, остальные трое участников, по большому счету, еще не сделали окончательного выбора между музыкой и своими основными профессиями. Что касается Андрея, то он со своими приоритетами давно определился, более того, он вполне четко представлял, в каком музыкальной направлении хотел бы двигаться. Будущее команды виделось коллегам в совершенно разном свете, и музыканты начали отдаляться друг от друга. К тому же Андрей женился, и на какое-то время группа отошла для него на второй план. Он еще вернется в строй, но прежде чем он соберет новую команду ’Окрема Терiторiя’, пройдет немало времени. А между тем оставшейся троице предстояло заполнить серьезный пробел и найти нового вокалиста, который стал бы настоящим лидером. По воле случая летом 1994 года на вечеринке у общей приятельницы они познакомились со Славой Вакарчуком, который поначалу не горел желанием общаться, хотя был знаком с творчеством ’Клана тишины’ и бывал на их концертах. Но атмосфера дружеской вечеринки сделала свое дело, Славик сел за рояль и вечер кончился общим гитарным джемом и коллективным исполнением классики рок-н-ролла. Вскоре Славик получил официальное приглашение на репетицию команды, во время которой не преминул внести поправки в припев песни ’A Long Time Ago’. Осенью история получила логичное продолжение: в сентябре 1994 года на львовской рок-сцене появилась новая команда, получившая поэтичное название ’Океан Эльзы’. В лице 19-летнего Славы Вакарчука, сына профессора физики, тогда еще студента Львовского университета (факультет прикладной физики), команда обрела не только сильного, харизматичного лидера, но и плодовитого автора. Взяв на вооружение как его собственные произведения, которые он начал сочинять еще в ранней юности, так и песни, исполнявшиеся ’Кланом тишины’, к концу 94-го года группа подготовила небольшую концертную программу. Сценический дебют квартета состоялся при семиградусном морозе и семитысячной толпе 14 января 1995 года на площади перед Львовским оперным театром. Через несколько недель группа подготовила первую студийную кассету с образцами своего раннего творчества под простым названием ’Демо 94-95’. Для пущей интриги записали песни не только на украинском, но и на английском языке. Композиция ’Long Time Ago’ получила неплохую раскрутку на львовском радио. Живой интерес к команде начало проявлять и львовское телевидение. Запись выступления в программе ’Дека’ команда собиралась выпустить отдельной кассетой под названием ’Океан Ельзи Unplugged’. Но с релизом так и не сложилось. Самиздат компенсировал этот пробел и растиражировал кассету своими силами. Вскоре гости фестиваля ’Червона рута-95’ смогли оценить живое выступление авторов самиздатовской записи. Это было только начало. В 1996-м году фестивальный марафон продолжился: ’Мелодія’, ’Срібна підкова’, ’Альтернатива 2’, ’Перлини Сезону’, на котором ’Океан’ удостоился второй премии, ’Траш 96’ в Германии, конкурс ’Р.Ф.І’ во Франции. Наконец, главное фестивальное событие года - ’Таврийские игры’ в Каховке. Проходят первые сольные концерты команды за пределами Львова - в Луцке и Киеве (клуб ’Голливуд’). В Доме звукозаписи рождается первый макси-сингл ’Будинок зі скла’ (1996 год). Киевский телеканал ’Тет’ снимает первый музыкальный фильм про львовскую четверку для программы ’Решето’. Впервые команде Вакарчука приходится делить фестивальную сцену с такими грандами, как Deep Purple. Начинаются первые зарубежные гастроли - клубные туры по югу Франции и западу Германии. Через несколько месяцев - первый всеукраинский тур, стартовавший в Днепропетровске. Галич-поп, как окрестил их стиль Денис Глинин, явно пользовался популярностью. Но все первое когда-нибудь кончается. Выходя на профессиональный уровень, музыканты понимают, что дело принимает нешуточный оборот. В родном Львове их встречают как героев, хотя они еще не выпустили ни одного альбома. На сольный концерт ’Океана Эльзы’ в зал на 700 человек набивается свыше тысячи. Когда осенью 97-го они приезжают в Киев на фестиваль ’Рок-экзистенция’, их принимают как старых знакомых. И как новых звезд, у которых уже начинают просить автографы. Поиск собственного голоса и несомненный творческий потенциал коллектива не остались незамеченными. Киевский музыкант и продюсер Виталий Климов, глава продюсерского центра ’Немо’, приводит команде веские доводы и окончательно уговаривает их переехать в Киев. К этому времени все четверо успели обзавестись дипломами, а Вакарчук даже двумя, получив заодно профессию экономиста. Более того, он успел поработать преподавателем во Львовском университете и поступить в аспирантуру, выбрав темой будущей диссертации суперсимметрию электрона в магнитном поле. В апреле 1998 года Киев пополнился четырьмя новыми жителями, которые уже через несколько дней собрались в студии звукозаписи ’Аркадия’, где закипела работа над полноформатным дебютным альбомом, первом из трех дисков по контракту с компанией ’Нова Рекордз’. Первоначальные наброски были сделаны еще во Львове, где появились рабочие варианты песен ’Ластівка із мого міста’, ’Позич мені сонце’ и ’Там, де нас нема’. Клип на заглавную песню с будущего альбома снимался в киевском парке Славы, ’загримированном’ под одесский городской пейзаж, режиссером Семеном Горовым. Как сама композиция с ее внутренним драйвом, так и видеоролик пользовались несомненным успехом у меломанов, причем не только отечественных. Это был первый украинский клип, который попал в ротацию на российском МТВ и французском МСМ. В конце 1998 года по Украине прокатилась первая волна ’океанической’ музыки под названием ’Там, де нас нема’. Экспрессия, романтика, красивая мелодика, образные глубокие тексты, ’разум и чувства’, упакованные в пронзительно живой, естественно шероховатый рок-саунд, произвели самое благоприятное впечатление как на армию украинских меломанов, так и на официальный шоу-бизнес. Команда с большим успехом выступала на фестивале ’Таврийские игры’ в Каховке в 1998-99 годах и каждый раз увозила хотя бы одно ’золотое перо’ с церемонии вручения национальной премии ’Золота Жар-птиця’. В 98-м году ’Океан Эльзы’ победил в номинации ’Прорыв года’ и ’Лучшая песня’ (’Там, де нас нема’), а спустя год был назван лучшей поп-группой Украины. Помимо продолжительных гастролей по Украине в поддержку диска ’Там, де нас нема’, ’Океан Эльзы’ прибывает в Москву и ставит на уши многотысячный зал спорткомплекса ’Олимпийский’, собравший гостей крупнейшего российского фестиваля ’Максидром’. Львовяне были даже слегка шокированы таким горячим приемом: когда несколько тысяч глоток поют хором ’Там, там, там, тільки там, де нас нема’, это впечатляет. В перерывах между такими приятно шокирующими событиями группа уже готовилась нанести второй удар по украинскому шоу-бизнесу. Осенью 1999 команда начинает пристрелку перед появлением второго альбома. Реакцию рублики проверяют по синглу ’Сосни’ и одноименному клипу (режиссер Семен Горов, натура - село Лебедевка неподалеку от Киевского моря), который получил доступ не только в украинский, но и в российский радио- и телеэфир. Песня быстро становится хитом. В феврале 2000-го, практически закончив работу над вторым студийным альбомом, украинский музыкальный десант высаживается на Британских островах. В лондонском клубе ’Астория’ проходит сольный концерт ’Океана Эльзы’, а на улицах Лондона, в частности, на Трафальгарской площади и площади Пикадилли, снимается хроникально-документальный материал, который вскоре станет клипом на песню ’Той день’. Так ударно начатый 2000-й год - во многом переломный этап в истории ’Океана Эльзы’. Группа выходит на совершенно новый уровень популярности, расстается с Виталией Климовым (не сошлись взглядами на будущее коллектива) и начинает работать с промо-агентством ’Key-Communіcatіon’. А вскоре расширяется до квинтета, пригласив клавишника Дмитрия Шурова, 20-летнего студента Лингвистического университета (факультет практической психологии), владеющего английским и французским почти как родным языком. Это уже четвертый музыкант в коллективе - наряду с Хусточкой, Гудимовым и Глининым - который празднует день рожденья в октябре (род. 31 октября 1981 года). Наконец, после серии концертов по Украине и России, выходит в свет новая подборка романтичных, полных внутреннего драматизма мелодий ’Я на небі був’, записанная под присмотром талантливого продюсера Евгения Ступки. На альбом попала одна из лучших, самых пронзительных композиций ’Океана’ - ’Відпусти’. Эта внутренне очень зрелая и глубоко драматичная вещь на самом деле одна из самых ранних мелодий Вакарчука, которую он написал дождливой львовской осенью 1992 года. Вот какие песни рождаются в 17 лет. Выросший уровень аранжировок, мелодическое богатство и завораживающая страстность исполнения обеспечили ’Океану Эльзы’ массовые симпатии прессы и поток приглашений со стороны организаторов концертов. Известность команды переживает новый всплеск. Кроме стран СНГ, в рамках промо-тура ’океановцы’ снова посещают Лондон. Кроме украинских фестивалей, они становятся долгожданными гостями российских рок-форумов, с успехом выступают на площадках ’Максидрома’ и ’Нашествия’. На сцене ’Максидрома’ Вакарчук исполняет несколько песен с Земфирой, чья слава как раз находится в зените (на концертах ’ОЭ’ он нередко посвящал ей песню ’Этюд’ со второго альбома). В сборниках по материалам фестивалей ’Максидром’ и ’Нашествие’, выходящих как в России, так и в Украине, регулярно появляются композиции ’Океана Эльзы’ (’Ото була весна’, ’Ластівка з мого міста’, ’Сосни’ и т.д. - всего за четыре года было опубликовано семь песен). Масла в огонь подливает композиция со второго альбома ’Коли тебе нема’, прозвучавшая в культовом фильме ’Брат-2’ и изданная на альбоме-саундтреке. Вскоре общение команды с кинематографом продолжится в фильме Андрея Некрасова ’Любовь и другие кошмары’, в котором прозвучали мелодии ’Той день’ и ’Фіалки’. Чем грозят львовяне украинской рок-сцене в 2001 году, уже весной намекнул клип на трек ’911’, который снимался на киностудии имени Довженко. Намеки продолжила кампания ’Вимагай більшого’, организованная представительством ’Pepsi’ в Украине. Музыкальным лицом кампании становится ’Океан Эльзы’, команда с одним из самых высоких рейтингов популярности на родине. Такой откровенно коммерческий шаг мог вызвать недоумение у суровых блюстителей рок-независимости, но это позволило ’ОЭ’ проехать по крупнейшим городам Украины и сыграть бесплатные концерты для всех желающих. Тур ’Вимагай більшого’ стартовал 30 мая 2001 в киевском Дворце спорта. Проводившиеся в это время опросы общественного мнения действительно показали, что Святослав Вакарчук вошел в число самых влиятельных людей в Украине. Тем временем с обновленным звучанием ’ОЭ’ смогли познакомиться все поклонники группы, купившие третий студийный альбом ’Модель’. В компании с саундпродюсером Сергеем Толстолужским команда привнесла новый колорит в свою музыкальную палитру, разнообразив ее интенсивной перкуссией и красивыми клавишными. Энергичный трек ’911’, загадочная и надрывная песня ’Друг’, драйвовый призыв ’Вставай’ - эти бомбы замедленного действия взорвали музыкальную Украину. Осенью в подъезде старого киевского дома по улице Олеся Гончара прошли съемки клипа на песню ’Квітка’, а через несколько месяцев на старых улочках Барселоны режиссер (он же актер и музыкант) Луи Франк снял таинственный видеоряд для ролика ’Друг’. Между тем Святослав Вакарчук впервые решился спеть дуэтом дуэта, записав балладу ’З ранку до ночi’ вместе со своим давним приятелем Александром Пономаревым, а затем исполнил песню ’Веснянка’ вместе с легендой украинской эстрады Ниной Матвиенко. Одним из главных творческих событий 2002 года стал грандиозный концерт ’Океана Эльзы’ в сопровождении симфонического оркестра ’Ренессанс’. По-новому оркестрированные версии старых и еще неизвестных песен (например, нежная и грустная ’Suzy’) многотысячный концертный зал ’Украина’ встречал с ликованием, подпевая хором в сотни голосов и вызвав слезы на глазах у Славы Вакарчука. Уже в мае традиционное ежегодное вручение музыкальных ’слонов’ на фестивале ’Таврийские игры 2002’ принесло ’океановцам’ еще один трофей - звание лучшей рок-группы Украины. С драматичной, напряженной, как сжатая пружина, композиции ’Холодно’, написанной Славой Вакарчуком под палящим июльским солнцем среди столичных многоэтажек, начался отсчет будущего четвертого альбома ’Суперсиметрія’. В декабрьские холода на заснеженных улицах (и крышах) старого Львова режиссер Виктор Придувалов создал визуальный ряд для ’Холодной’ песни. По сюжету клипа все герои, то есть все музыканты, гибнут на экране, провожаемые фронтменом, словно ангелом смерти. Этот напряженный микро-фильм, как покажут события ближайших двух лет, оказался печально пророческим - Вакарчуку действительно придется расстаться почти со всеми старыми коллегами. К счастью, только в рамках ’Океана Эльзы’. Параллельно с промо-концертами группа продолжала готовить новый лонг-плей. Еще одно продюсерское детище Сергея Толстолужского и львовского квинтета, диск ’Суперсиметрія’ выходит в свет в 2003 году. Сильная, яркая, зрелая, красивая работа сочетает вдохновение и мастерство, пафос и искренность, электричество, электронную перкуссию и струнные инструменты. Кроме хит-сингла ’Холодно’, еще две песни получают визуальную жизнь - ’Кішка’ (режиссер В. Придувалов) и ’Для тебе’ (режиссер А. Карпенко). Почти четыре месяца, с апреля по июль, продлился тур в поддержку альбома ’Суперсиметрія’, самый масштабный концертный марафон в биографии ’Океана’, охвативший сорок городов, и один из самых нашумевших в Украине за последние годы. Но этим концертные планы команды не исчерпались. В октябре ’Океан Эльзы’ выступил хэдлайнером киевского фестиваля ’Просто рок’, а через два месяца отправился в новый концертный забег, на этот раз акустический, под названием ’Тихий океан’, включавший лучшие хиты команды. В дороге группу сопровождал струнный квартет, приглашенный перкуссионист и две бэк-вокалистки. Финальную точку в этом туре, побывавшем в шести крупнейших городах Украины, поставил концерт в столичном Дворце ’Украина’ в апреле 2004 года. За четыре месяца до этого, в декабре 2003 года, произошло еще одно важное событие в жизни Святослава Вакарчука - по инициативе ЮНЕСКО он становится Послом украинской культуры. Между тем в коллективе назревают глобальные перемены. В июне 2004 года на пресс-конференции в ’УНИАН’ Юрий Хусточка и Дмитрий Шуров объявляют об уходе из ’Океана Эльзы’. Вскоре музыканты представят свой новый проект Esthetic Education, созданный ими вместе с Луи Франком, режиссером клипа ’Друг’. После этого раскола Слава почти месяц ни с кем не общался. И вернулся с будущим хитом ’Дякую’. В обновленном составе (Вакарчук, Гудимов, Глинин и два новичка, басист Денис Дудко и клавишник Милош Елич), группа дебютирует во время шоу в Алма-Ате. Харьковчанин Денис Дудко, ровесник фронтмена, закончил джазовое отделение консерватории по классу контрабаса и бас-гитары, преподавал в Харьковской консерватории и Национальной академии культуры, пока однажды, ’лежа дома на диване’, не услышал телефонный звонок - ’звонил Славик, он преложил попробовать поиграть’. Предложение было принято. Что касается Милоша Елича (родился в Сербии в 1981 году), то у него за плечами остались музучилище и Национальная музыкальная академия, а с ’ОЭ’ он познакомился во время работы над струнными аранжировками для программы ’Тихий Океан’. В сентябре 2004 Виктор Придувалов снимает клип на грустную и красивую мелодию ’Дякую’, а через два месяца Украину захватывают революционные настроения. ’Океановцы’ не могут оставаться в стороне. Они отказываются от ’Икс-тура’ по России, потому что в Киеве на Майдане Незалежности, как и в родном Львове, происходят куда более важные и интересные события. Как сообщает официальный сайт ’ОЭ’, фронтмен так активно помогал ’помаранчевым’, что в конце ноября на него завели уголовное дело за штурм госучреждения. Самые жаркие хиты ’Океана Эльзы’, особенно ’Вставай’, звучали над переполненным Майданом не реже, чем государственный гимн Украины. Как бы ни разъединяла людей политика, музыка может творить чудеса. В марте команда Вакарчука дает благотворительный концерт в ’оппозиционном’ Донецке, а в апреле собирает полный зал ГЦКЗ ’Россия’. Говорят, впервые за всю историю этого концертного комплекса начиная со второй песни весь зал пел стоя до конца шоу. Весна приносит не только приятные новости. ’К сожалению, между Павлом Гудимовым и группой ’Океан Эльзы’ была утрачена творческая связь, - сообщалось в официальном обращении команды к СМИ весной 2005 года, - и в дальнейшем группа будет продолжать свою музыкальную и публичную деятельность в обновленном составе. Мы постараемся поддерживать хорошие отношения с Павлом Гудимовым’. Гудимов, в свою очередь, видел ситуацию в другом свете, считая, что его исключили из группы без всяких оснований. ’Моя главная мечта под названием ’Океан Эльзы’ перестала для меня существовать’, - писал он на своем официальном сайте, добавляя, что намерен заняться сольной деятельностью. Так команда потеряла еще одного коллегу с 11-летним стажем. Если верить легенде, нового гитариста ’Океана’ Милош Елич увидел во сне. Он материализовался в конце апреля 2005 года в образе 19-летнего Петра Чернявского, самого юного из участников, который одолел три курса политеха, после чего окончательно связался с ’грязными рокерами’. С фронтменом Петя познакомился на фестивале ’Таврийские игры’ 3 мая. А 17-го обновленная группа уже дебютировала вживую - сыграла сольный концерт во Львове. В конце мая стараниями Виктора Придувалова обрела визуальную форму символичная композиция ’Без бою’. Осенью 2005, через два с половиной года после публикации ’Суперсимметрии’, а для ’ОЭ’ это непривычно длинный перерыв, вышел пятый студийный альбом ’GLORIA’. ’События, произошедшие с нами в последнее время, заставили меня многое переосмыслить, - говорит главный ’океанолог’. - Теперь я иначе смотрю и на музыку, и на слова, и на все происходящее вокруг. Остается одно - искренность и желание честно делать свое дело. Таким, я считаю, мы и сделали этот альбом. Это не просто 12 песен, это 12 разных эмоций, пойманных в нужный момент’. Эмоции ’океановцев’ настолько пришлись по душе фанам, что уже за первые шесть часов продаж тираж альбома превысил 100-тысячную отметку, а это равносильно украинскому платиновому сертификату. До конца года альбом стал дважды платиновым. Незадолго до публикации ’Глории’, 5 сентября 2005 года, Святослав Вакарчук получил новое общественное назначение - он стал Послом доброй воли в рамках Программы развития ООН для молодежи в Украине. Так что промо-тур в поддержку нового альбома, который стартовал в конце сентября в киевском Дворце спорта и закончился там же 15 ноября 2005, музыкант совместил с благотворительной деятельностью - встречами и общением с молодежью, пропагандой детских домов семейного типа (в некоторых из них группа выступила с небольшой программой). Зимой 2005 - 2006 пришла очередь ближайших соседей оценить обновленное звучание украинского рок-н-ролла. Шоу ’ОЭ’ прошли в Сибири, в обеих столицах и крупнейших промышленных центрах России, а также в Алма-Ате, Минске и Риге. Финальный аккорд в этом туре поставил грандиозный концерт в спорткомплексе ’Лужники’. ’Океан Эльзы’ стал первой украинской группой, сыгравшей сольный концерт на главной арене России. После двухчасового шоу группу два раза вызывали на бис. Песню ’Без бою’ вместе с Вакарчуком пели еще несколько тысяч голосов. Музыканты еще вернутся в Россию летом, чтобы зажигать на фестивалях ’Максидром’, ’Нашествие’ и ’Крылья’. А по дороге из Киева в Москву успеют заглянуть на пару недель в Северную Америку и сыграть серию концертов в Чикаго, Нью-Йорке и Торонто, затем пересекут полмира, чтобы встретиться с израильскими фанами, а в июне 2006 прибудут в Германию на чемпионат мира по футболу - поддержать сборную Украины. В перерывах между гастролями команда приняла еще три награды от организаторов церемонии ShowBiz Awards. А в конце года, вернувшись в Киев, Вакарчук продолжил свою ’посольскую’ деятельность. В последних числах октября 2006 он побывал в Севастополе, Хмельницкой и Житомирской областях, где встречался с военными моряками, со служащими военно-воздушных и сухопутных войск Украины. В ноябре в качестве Посла доброй воли провел встречу со студентами Варшавского университета. А в декабре в составе делегации министерства обороны Украины нанес визит в автономную провинцию Косово (Республика Сербия), где встречался с украинскими миротворцами. Проводившаяся впервые национальная премия Ukrainian Rock Awards, конечно, не могла обойти ’Океан Эльзы’. Согласно данным интернет-опроса, который продлился больше двух месяцев, команда победила в трех номинациях: ’Лучшая рок-группа’, ’Лучшая песня’ и ’Лучший текст песни’ (’Веселі, брате, часи настали’). Перепало и Виктору Придувалову: он принимал награду за лучшее видео (на ту же песню ’Веселі, брате, часи настали’). 2007-й год музыканты встретили в процессе подготовки свокго нового, шестого по счету студийного альбома.

Награды

Интересные факты